Кастен - автоДОМ

Страницы: 1
RSS
Кастен - автоДОМ, Опыт постройки "с нуля" )))
 
Всем привет!
Долго не решался публиковать свою работу, но с первого выезда прошло уже больше года и вот, решил поделиться своей разработкой - возможно, кому-то пригодится мой опыт.
Собственно, началось все как у всех, с желания получить новые впечатления и больше свободы вместо однотипных туров самолет - отель - самолет.
Но главным вопросом стал уровень комфорта (не только жизни, а скорее использования в целом). Как оказалось, все то, на что ложился глаз это не совсем ДОМ, как нам представлялось, а скорее АВТО, приспособленное для не длительного проживания с довольно приличным набором ограничений. Вот только сразу прошу тапочками не кидать - у всех представление о необходимом и достаточном разные. Свои ни в коем случае не навязываю. У самого теща заядлый турист - походник, а я после ночи в палатке чувствую себя хуже, чем после литра водки (хотя, если в обратном порядке, то как-то легче переносится  :) ) Одним словом - нужен был автодом для городских неженок. К чему это я?! Да, просто дисклеймер, чтобы был понятен смысл дальнейших действий.

В общем, вдумчивое изучение рынка автодомов привело в тупик: если есть комфорт - сразу слишком большой (нет категории, сложнее эксплуатация и тд); если нравится размер - не хватает удобств... Зато пока ходили и выбирали обросли целым списком дополнительных "хотелок", еще более отдаляющим желаемое от действительности существующих предложений. Итоговое ТЗ получилось таким:

  1. Компактность: категория B,
        минимум ограничений на дороге, маневренность чтобы вмещался на легковые парковки, чтобы бросать можно было где угодно, и вообще чтобы на базе Smart'a fortwo был  :D
  2. Комфорт "вот чтоб как дома", с "моим любимым феном - я без него не могу", ну и другими девайсами, без которых тоже "не могу"; чтобы кровать не менее 160 ширины, с душем без экономии каждой капли, и "чтобы сортир не вонял химией" - вот этой цитатой моей половинки был разом поставлен жирный крест на большинстве вариантов (надо сказать - не последний...)
  3. Запас автономности не менее 5 дней - это уже мое пожелание. Не для того, чтобы забираться в непролазную глушь, а просто чтобы не приходилось ежедневно решать задачи обеспечения быта на завтра.
  4. Зимняя эксплуатация без ограничений - регулярно ездим кататься на лыжах в горы, естественно, мысль о всех возможностях применения автодома посетила нас как только выпал первый снег!
Собрав все пожелания вместе, стало очевидно, что даже отбросив вопрос цены, ничего готового на рынке найти не получится. Вот тут-то ручки и зачесались! По случаю (профессионально связан с машинами) подвернулся VW Crafter 2013 года ЦМФ. Средняя база, средняя крыша - 5,9 метра от носа до хвоста и всего 3,26 в кузове... не разгуляешься -
зато условие компактности точно выполнено!

Мой рост ровно 180см впритык поместился поперек кузова, но только на высоте окон - известная беда кузова Спринтера и всех его родичей. Но даже втаком варианте, после того как кровать "забронировала" законные 160см, на все про все осталось чуть больше 1,5м чистого пола. Естественно, вся остальная начинка помещаться в отведенный метраж категорически отказалась...
Долго же я шерстил караванерные магазины в поисках хоть чего-то подходящего... А не найдя ничего, окончательно обозлился и решил строить все "с чистого листа", без оглядки на стандартные решения... (но учитывая чужой опыт, а главное - ошибки!).

И понеслось: нет места для заднего ряда сидений? - делаем двойное переднее сидение на эксцентрике и вращением по двум осям и все 3 места получаются "в первом ряду". Полноценная душевая кабина это 90х90см... А еще нужен полноразмерный холодильник - еще 60см долой... А еще нужно разместить отдельную раковину - "не, я что на кухне буду
умываться?!" А еще зимняя эксплуатация и страшилки про айсберги в толчке...
Ах да - собственно места для туалета у нас в общем-то и не осталось... Вот так пришло решение использовать яхтенный прокачной гальюн, который будет убираться в полость под кроватью и подключаться шлангами к черному баку, расположенному вне жилой зоны. Но где? Идею размещения любой воды снаружи (под днищем) отбросил сразу из-за сложностей с морозом. И тут же вспомнил главный косяк кастенов типа Adria Twin - открываем багажник, чтобы достать лыжные боты и драгоценная жена на кровати покрывается корочкой инея  :facepalm:  Так появилась доп перегородка за задними дверями, а с ней и небольшой свободный объем вне жилой зоны (как на многих американских RV из Спринтеров и им подобных) - вот сюда и предстояло впихнуть всю техническую начинку, поскольку других вариантов уже явно не предвиделось...

Сказано - сделано: в отдельной полости поселился черный бак на 48 литров, а место напротив было отдано под силовую коммутацию. Осталось найти место, чтобы разместить максимально возможный запас воды и почти столько же (за вычетом 48-ми литров) под серые стоки. Логика указывала на область в районе задних арок, ограниченную сверху кроватью. Но вот колесные арки - как же не к стати они здесь торчат своей криволинейной формой... Значит баки будут мягкими!
Два готовых мешка из TPU на 500л каждый были взяты с гарантированным избытком по размеру и отлично вписались в отведенное для них пространство. Контрольная заправка показала результат 360л чистой воды и 310л - для серой. То, что нужно! И даже вполне приличный багажник остался.

С выбором системы питания вопрос не стоял. У меня уже был готовый опыт создания автономного питания для мобильного шиномонтажа, предназначенного для работы на
подземных стоянках на базе специального инвертора высокой мощности. Решение отработанное и проверенное, а 6КВт номинальной мощности и 12КВт в пике для
автодома даже избыточны. Собственно, в дальнейшем, оказалось очень удобно подключать сварку прямо к автодому, а не таскать удлинители. Так что в
некотором плане, машина сама себя собирала. А вот с размещением АКБ пришлось повозиться.
Сначала хотел использовать феррофосфатные ячейки или титанат из-за компактности и веса, но сложности организации зарядки (особенно в мороз) и отсутствие в
продаже качественных ячеек по адекватным ценам привели к выводу о нерациональности такого решения. В результате источником питания стали 3 АКБ Delta Gel 200, которые разместились на площадке под днищем... как раз вместо запасного колеса. Ну и черт с ним! Все равно его оттуда доставать было не удобно  :evil:

Компоновка уже отчетливо вырисовывалась, а вместе с ней еще отчетливее становился вопрос полной массы проекта... (интересно, хоть кто-то избежал встречи с этими граблями?!) Контрольное взвешивание с загрузкой всех комплектующих оставило лимит в 180кг на всю мебель и отделку... Значит, фанера явно останется в лесу... Значит, будем искать решения там, где все на высоте - в авиации! Ну, может и не все там на высоте, но культура веса уж точно. Каркасы мебели делаем из алюминия - и они будут почти невесомые! К тому же, я давно хотел научиться его варить. Вот только начинать учиться надо было с незаметных мест, а не наоборот. Теперь глаз постоянно натыкается на всякие косячки и думаешь, "блин...да какой же я криворукий был". Собственно, на уровень бога я и теперь не претендую, но обидно, что многие вещи можно было сделать аккуратнее. А уже не исправишь  :cry:

После проклейки вибро-шумоизоляции "в круг", стал думать над утеплением. Вариант "все запенить" не рассматривался, поскольку есть опыт работы с кузовами - термосами. В холодильнике отличная теплоизоляция, но пассажиры холодильника не дышат и уже не потеют,  в отличие от автодома  :D  А значит - нужна эффективная вентиляция. Причем
не только салона, но и полостей кузова - иначе гниль не заставит себя долго ждать (а спринтера даже под слоем закрытой пены, где в теории вообще ничего нет, отлично гниют!). Поэтому было решено сохранить штатную вентиляцию кузова с продувкой через все полости в стенах, а уже если понадобиться - сделать доп вытяжки в салоне. Как показала практика - решение оправдало себя на 100500%! Ни одной дополнительной дырки делать не пришлось. В качестве облицовки мебели и стен был выбран стандартный 1-10-1мм ПВХ сэндвич - отличный легкий материал, с которым было всегда легко и удобно работать. Вот только раньше все работы с ним были в стиле строго "кубизма", точнее
отделывать приходилось только плоские поверхности... А острые углы ну никак не вписывались в мое видение автодома. К тому же, об них просто больно ударяться
при перемещении по салону - с этим мы столкнулись еще при самом первом знакомстве с автодомами. Пришлось разрабатывать технологию создания криволинейных форм из сэндвича... Не с первого раза, но правильные "рецепты" были найдены и стало получаться! И опять ругаю себя: экспериментировать надо на незаметных местах!!! Но кто ж об этом думает в азарте, когда новый проект наконец-то начинает приобретать реальные очертания! За всех не скажу, но для меня удовольствие от работы, когда создаешь что-то новое и это получается - кайф даже больший, чем последующее использование готового! К счастью, большинство из них устранимо - этим постепенно и занимаюсь в настоящее время. Так что прошу очень строго не судить - на прототипе, к сожалению, некоторые огрехи неизбежны.

В сухих цифрах, на весь основной этап постройки, от голого кузова до первого выезда, потребовалось порядка 600 часов. На практике это уложилось в чуть меньше года работы по выходным с небольшими "авралами" по несколько дней для работ, которые нельзя прервать. Большая часть времени, естественно, ушла даже не на изготовление и сборку, а на эксперименты и отработку технологии. Заново придумывать пришлось практически каждую деталь. И когда все наконец-то в первый раз включилось и заработало, да к тому же без существенных недочетов и поломок! Вот оно счастье!

Правда, радость от завершения стройки была конкретно подгажена нашим любимым государством, подарившим мне возможность еще целый год постигать все прелести регистрации внесенных изменений. Об этом я уже писал отдельно.

Зато сегодня, спустя два года, у нас есть автоДОМ!, с акцентом именно на ДОМ, полностью соответствующий всем нашим хотелкам и ожиданиям!
Естественно, жить в нем постоянно никто не планирует, но как приятно в дороге чувствовать себя как дома! Когда только ты сам решаешь, где будешь завтра.
Наверное, невозможно полностью передать это состояние словами. Его нужно один раз почувствовать, чтобы влюбиться навсегда!

Отставив в сторону эмоциональное восприятие, можно сказать, что с точки зрения полученных ТТХ проекта, получилось даже несколько перевыполнить исходное ТЗ:
При полной массе 3000кг, в кастен на средней базе, который помещается (ну,... практически помещается... ) на любой легковой парковке, удалось вместить функционал, доступный только в существенно больших машинах категории 5Т+. И это не считая нескольких эксклюзивных, так сказать, "плюшек" начиная от неограниченной по мощности сети 220В, позволяющей использовать любые бытовые приборы до таких мелочей как настоящий керамический толчок с привычной системой смыва. Реально достигнутая автономность при отрицательной температуре за бортом и 2-х обитателях внутри, ежедневно принимающих душ и вообще не ограничивающих себя в простых бытовых радостях - составляет 4 полных дня (на 5-й потребуется дозаправка топлива и обновление воды). Среднее потребление электроэнергии в таком режиме - 165Вт/ч. На мой взгляд, немного многовато, но
это неизбежная плата прожорливость циркуляционных насосов, обслуживающих теплый пол и воздушную систему отопления. Тем не менее, производительности солнечных
панелей оказалось достаточно для восполнения заряда даже в довольно пасмурную погоду (хотя сам в них до последнего сомневался, а зря!).

Как уже написал выше, концепция отделки кузова сэндвичем с сохранением воздушного зазора до металла многократно оправдала мои ожидания. Теплоизоляция получилась
отличная в балансе с весьма эффективной вентиляцией. Эффективность последней проверяю регулярно: люблю постоять и погреться в душе. А поскольку водопровод полностью напорный (с насосной станцией), то не отказал себе в небольшой опции заключающейся в возможности рециркуляции воды в душе. Теперь, помывшись, можно направить воду по замкнутому контуру из душевого поддона в теплообменник и обратно в лейку - можно греться до бесконечности! По сути, это как ванна, только постоянно циркулирующая через душ :)  При этом вентиляция весьма успешно справляется с паром и возникающей при этом влажностью. Возможно, кому-то это покажется чудачеством, но как приятно
прогреть все мышцы после дня катания на лыжах! Из таких мелочей, в общем-то и складывается ощущение комфорта.

Рассказывать про технические подробности можно долго, я же скорее хотел поделиться тем опытом, который получил в ходе реализации проекта и найденными решениями. Возможно, кому-то они будут полезны и помогут в собственных разработках! Кое-что видно на фотках. Так что если возникнут вопросы по
конкретике - с удовольствием отвечу :)

Вот только фотки как перевернуть в нормальный вид не нашел - буду  благодарен за помощь и заранее прошу прощения.
20190106_120849.jpg (777.3 КБ)
20181205_165540.jpg (685.62 КБ)
20190614_184112.jpg (933.7 КБ)
 
Зачётно  :like:
Такой машине цены нету, стой на любой парковке и ни кому в голову не придёт что там живут люди.  
Изменено: Samuraj - 16.08.2019 01:38:00
 
Да уж.Концепция интересная,даже очень.  :like:  И я бы наверное выбрал именно такую-реально практичную.  :like:  
Нет-Беловежскому соглашению !
 
За какое время инвертор высаживает аккумы в ноль?
Не понял, какая у вас система отопления?
На газу, или на дизеле?
Изменено: Chilimka - 16.08.2019 09:34:52
 
Извините, текста много, не смог дочитать.
Рассмотрел фото...
Сложилось впечатление избыточности систем, а это ведет к хаотичности размещения в данном кузове.
Такая начинка обычно видится в кунгах грузовиков.
В общем начинка выживальщиков в неподходящем для этого авто.
Не обижайтесь.
 
Фотки поворачиваются в любом граф-редакторе, например Paint в Windows. Бывает, что в том же редакторе они стоят нормально, а вставляются на сайт боком или вверх ногами. Тогда достаточно их просто открыть и сохранить ничего не делая.
Концепция мне понравилась, а ударная установка вам зачем?)
 
Да ещё вопрос...
А что у вас спрятано под чехлами с наружи, на дверях? Под одной я так понял наружная часть от кондея, а под второй?  
 
Я как раз выше тем же самым интересовался)
 
Вопрос про колеса сзади - это первое, что итересует погранцов и таможенников всех стран  :D
Действительно, под правым - слегка доработанный наружный блок кондея (переделано крепление компрессора, чтобы не упрыгал по дороге и весь поток воздуха развернут в обратную сторону - чтобы не тянул грязь и в принципе работал под колпаком). А под левым живет запаска, которую со штатного места вытеснили аккумуляторы.

В чистом виде и при максимальном потреблении (зимой) емкости аккумуляторов хватало чуть меньше, чем на двое суток активного использования. Инвертор автоматом отключается при 11.1В (установил с небольшим запасом, чтобы не убивать акб). После установки солнечных панелей на 600 номинальных китайских ватт  :)  минимальный зафиксированный срок автономности получился 3 полных суток - стояли около Хельсинки, на берегу залива с отоплением, под елями в сильной тени и день был пасмурный, субъективно это были наихудшие условия для СБ (контроллер показывал в максимуме  до 90Вт). После этого опыта следить за зарядом практически перестал - та самая избыточность, из которой и складывается комфорт (лично для меня, как ответственного за тех состояние в путешествии).

Как уже написал - основным потребителем энергии является именно отопление. Оно комбинированное, а точнее с дублированием основных систем :) Главный контур - это дизельный эбер, который подключен к гидрострелке, а далее через один насос обслуживает бойлер косвенного нагрева и теплый пол (разделены краном лето / зима), а через другой - два воздушных радиатора, выведенные по углам кухонной тумбы на обогрев задней и передней части салона. Управление вентиляторами, естественно, раздельное (задается скорость = регулируем уровень шума), а далее все выведено на блок климата с датчиком температуры. В качестве дополнительной системы отопления используется второй котел, подключенный к двигателю и штатной печке (объединять системы охлаждения двигателя и салона не стал из соображений отказоустойчивости). Помимо собственно прогрева перед запуском, уже несколько раз пользовались ей зимой в горах, когда приходилось вынужденно стоять мордой к сильному ветру, продувающему кабину - здорово помогает! Ну и вообще удобно, когда можно быстро нагреть домик  по возвращении после дня катания на лыжах - если включить все и сразу, то буквально через 5 минут температура переваливает за +30 :)
Есть альтернативы для обогрева: в бойлере сохранил штатные ТЭНы на 0,7 + 0,7КВт, они выведены на отдельную внешнюю розетку. Так что при наличии хорошего внешнего подключения можно быть полностью экологичными и греться только электричеством. Постоянно использую на базовой стоянке зимой (когда лень сливать воду) и  один раз пользовались "по боевому" - зимой в Риме в тесном кемпинге, чтобы не беспокоить соседей шумом от эбера.
Есть еще "межсезонный" вариант - кондей в режиме обогрева. Пока тестирую, но прохладными вечерами, когда еще не совсем холодно, чтобы запускать котел, вполне удачно себя показал. При +5 на улице потребление среднее выходит около 110Вт/ч, что вполне приемлемо. Но тут пока продолжаю испытания.

Газовый баллон тоже есть, но он подключен только к плитке.
 
Цена вопроса всей ночинки? Если не секрет. с переоформлением в автодом. Мне понравилось всё.
Номерочек мой  03803
 
Несколько фоток в ходе последнего апгрейда системы отопления.
Вот так сейчас выглядит начинка кухонной тумбы: большая белая штука - гидрострелка в шубке из пены и пвх, внизу слева видно два главных циркуляционных насоса, а справа от них корпус переднего воздушного радиатора с установленным вентилятором. Еще ниже - синяя насосная станция водоснабжения. Все остальное - "творческий Сталинград"  :D
 
А вот гидрострелка в процессе изготовления (да, в прошлой жизни она была фреоновым баллоном):
 
 
Цена вопроса не секрет в той части, которая поддается исчислению:
1.) Вещи и вещества: вся комплектуха обошлась чуть меньше 500 тр. Это включая покупку новых АКБ, солнечных панелей с контрорллером, всей гидроинсталляции. Но при этом некоторые дорогостоящие вещи были б/у: это эберы (2шт + 1 в разбор на з/ч), кондей и бойлер - они остались от домашнего ремонта условно бесплатно.
2.) Мелкие расходники для переделки (вроде фреоновых баллонов, разных мелких шлангов, фитингов, болтиков...) взято из запасов условно бесплатно.
2.) Работы по шумке и покраске - были сделаны по очень особым условиям (все вместе менее 200тр), поэтому не совсем правильно будет учитывать. Рыночную цену не смотрел, но где-то раза в два больше.
3.) Собственная работа по сварке, сборке, наладке - как уже писал приблизительно 600 часов с учетом разработок и изобретений велосипедов (в том числе и не совсем удачных) - считаем как хобби  :)
4.) Самое неприятное и глупое, что мне пришлось пройти - регистрация. Я потратил год на этот цирк с конями. И единственный вывод, который я вынес для себя на будущее: чтоб я еще раз с этим связался! Ни за что!
Есть реально работающие предложения, где за 100 - 150 тр все процедуры делаются "под ключ". Если бы знал, сколько нервов и времени уйдет у меня - лучше бы сразу заплатил. Так что можно принять 150тр в качестве верхней планки цены по этому пункту.

Вот такая примерно смета получается.
 
Цитата
pk.pavlov написал:
...
Есть реально работающие предложения, где за 100 - 150 тр все процедуры делаются "под ключ". Если бы знал, сколько нервов и времени уйдет у меня - лучше бы сразу заплатил. Так что можно принять 150тр в качестве верхней планки цены по этому пункту.

Вот такая примерно смета получается.
Главное - цель достигнута. Молодец! :like:
Я прицеп тоже не из-за денег строил. Для меня процесс - бесценен.)))
"Лучший" - враг "Хорошего"...
 
Чего то не понял, где берут такие деньги за регистрацию. Там вся процедура  в полтора червонца по нынешним деньгам помещается
 
Крутой проект. Автор молодец, я бы не смог
suzuki grand vitara xl-7, knaus country 500/
 
Да уж, замутил ты основательно.  :like:
Не каждый так сможет. Тут не только руки должны рости из правильного места, но и голова на плечах быть. Полная знаний и понимать как всё должно работать  
 
Спасибо, друзья!
Приятно, что одобряете мои идеи! Возможно, что-то из уже сделанного пригодится и в ваших проектах. Буду рад, если мой опыт действительно будет кому-то полезен!
А пока просто пользуемся нашим домиком. Вот, вернулись из Подмосковья и с удовольствием приткнулся на стоянку прямо напротив квартиры - в такие моменты понимаешь все плюсы короткой базы  8)
 
 
Такая короткая база хороша во многом, начиная от парковок, заканчивая ценами на паром в скандинавских странах.  
 
"Мама дороХая"  Как все запущено, точнее наворочено... Круто. Даже слишком ))) Я бы тоже такое не осилил. У меня концепция куда проще.  Работа проделана огромная!!! Мои поздравления.
Главное результат радует хозяев. И с виду неприметен.
Как говорила моя бабушка: лучше выстрелить, перезарядить и еще раз выстрелить, чем светить фонариком и спрашивать "кто тут?"(с)
Страницы: 1

Форум о путешествиях, домах на колесах и кемпингах. Выбор маршрута путешествия, поиск попутчиков, отчеты о путешествиях. Клуб караванеров России, клубы караванеров других стран, совместные встречи, мероприятия и слеты. Кемпинги России и других стран, отзывы, все вопросы по созданию кемпингов. Создание и переоборудование обычных ТС в автодома и прицепы-дачи, в том числе внедорожные, рекомендации и советы. Подбор, покупка и продажа домов на колесах, автодомов, прицепов-дач. Подбор, покупка и продажа аксессуаров для домов на колесах, автодомов, прицепов-дач.