Атопутешествие по Белоруссии на машине. Расказ авттуриста

Страницы: 1 2 След.
RSS
Атопутешествие по Белоруссии на машине. Расказ авттуриста
 
 Собственно, мысль о поездке в Белоруссию уже довольно давно обосновалась в моем подсознании. Очень хотелось посмотреть, как стонет народ под тоталитарным игом «батьки» Лукашенко. И тут, будучи в Москве, неожиданно получил в свое распоряжение свободную неделю. Незамедлительно приобрел авиабилет до Минска и забронировал номер в гостинице «Беларусь». Однако в мои планы вмешалась судьба в виде родного племянника, студента четвертого курса. Узнав о покупке билета, он возмутился моей расточительности, заявив, что если ехать на его машине (какой-то корейский квази-джип), на бензин уйдет в три раза меньше. И что он давно мечтал туда съездить. Я покорно сдал билет, и пошел в книжный магазин за путеводителями. Выяснилось, что таковых нет. Есть по Испании, Италии, африканским странам, по отдельным городам, а по Белоруссии – шиш. Пришлось удовольствоваться картой автомобильных дорог. Еще, с большим трудом, был найден «обменник» (на Белорусском вокзале, где же еще!), в котором есть белорусские рубли. В моих руках оказалась некоторая сумма в непривычных взгляду разноцветных банкнотах. Кстати, официальный курс обмена – примерно 90 белорусских рублей за один российский, поэтому в поездке я привык делить цены на 100, чтобы понять, например, 2550 рублей за литр 95-го – это много или мало? А 22 000 за килограмм сыровяленой колбасы? Или 1600 рублей за вход в музей?.. На Минск! В пятницу вечером мы выдвинулись. Начало поездки было омрачено стандартной московской «пятничной» пробкой «Не пора ли на дачу?». Перемещение со скоростью пешехода, ухари, лезущие вперед по обочине, запах солярки от ползущего рядом грузовика навевали грустные мысли о беспрепятственно летящем где-то в это время в сторону Минска «Боинге-737». Однако через пару часов жизнь наладилась и стрелка спидометра поползла вправо. Незаметно мы домчались до границы, где белорусский пограничник, вглядевшись в московский номер, махнул «Проезжайте!». Вскоре проехали первый пункт сбора платы за проезд. Белорусская валюта не понадобилась, взяли с нас 23 российских рубля. Ближе к утру намеки Морфея стали уж совсем явными, и мы свернули на площадку возле очередной заправки. Проснулись ранним утром. Было пасмурно и моросил дождик. Поехали дальше. Шоссе очень ровное и прямое. Машин немного, в основном «дальнобойщики» с российскими и европейскими номерами. По пути много чистых и аккуратных площадок для отдыха (вообще, по ходу повествования прилагательное «чистый» в различных формах будет встречаться часто. Я не виноват, что в Белоруссии действительно очень чисто). На одной из таких площадок, уже после Минска, мы остановились. Беседка, стол и скамьи, все из лакированного некрашеного дерева. Навес, под которым стоит ручной насос – хочешь, накачай себе свежей воды. Навес поменьше, для урны. Везде насажены цветы, даже вокруг дорожки в туалет и самого туалета. Важное: о туалете. Племянник пошел туда, вернулся потрясенный. Сказал: «Обычный сортир типа «очко», но не пахнет!». Я сходил, проверил – точно, никакого запаха. Пока перекусывали, откуда-то появился котенок, пушистый и с удивительно наглой мордой. Начал орать, вымогая еду. Бросил ему кусок колбасы – не доел, видно, его часто подкармливают, вот и заелся. Зато на случайно оброненный кусок салфетки накинулся и сожрал. Странное животное. Но это было позже, а пока мы мчались к Минску, среди густых деревьев по обе стороны шоссе. Когда лес подходил близко, можно было рассмотреть часто попадающиеся у обочин аккуратные таблички с призывами беречь лес, или просто раскрашенные валуны. Интересно оформлены пешеходные переходы через шоссе. О приближении к ним предупреждает светящаяся фигурка. Поскольку ноги у нее зажигаются поочередно, то человечек кажется одноногим. Сам переход обозначен желто-белыми полосками. В Минске, да и в других городах, стандартный знак «Пешеходный переход» еще обрамлен ярко-желтой рамкой, видимо, для большей заметности. Столица Минск встретил нас все той же дождливой погодой, что и по дороге. Город сразу начинается с многоэтажек. То ли это новостройки, то ли не новые дома с «фэйслифтингом», но выглядят хорошо. По пути к центру города слева мелькнуло футуристического вида здание, что-то вроде ограненного камня. Оказалось, это Национальная библиотека. Нужно было купить белорусский номер, и на улице с названием типа «мечта двоечника» — Камсамольская (!) — мы высмотрели вывеску «МТС». Сам офис оказался почему-то во дворе, не на бойком месте. Встретили меня там с удивительным радушием и чуть ли не под ручку проводили к прекрасной девушке Ольге. Белорусская красавица оформила кучу бумаг для получения номера (в Москве с этим как-то попроще), и стала объяснять всякие тонкости тарифов. Слушал я, разумеется, невнимательно, так как пытался решить для себя исключительно важный вопрос – «Настоящие или нет?». Уж очень они были длинные. Я о ресницах. «А вы что подумали?» (с) Мимо продефилировала коллега Ольги, загорелая и симпатичная. Минск положительно нравился мне все больше. Затем, после нескольких звонков решился вопрос со съемной квартирой. Во дворе довольно скромного дома, в котором располагалось наше временное жилье, стояли три авто. Это были «Гелендваген», «Порше Каррера» и «Фольксваген Туарег». Стало ясно, что как минимум несколько человек в Белоруссии живут небедно. Войдя в дом, обратил внимание, что двойные металлические двери стоят не везде. Примерно у половины квартир – обычные, деревянные. Немного поспав, мы отправились бродить по Минску, не уставая удивляться чистоте и порядку. В центре Минска везде знаки «Остановка запрещена», и народ их соблюдает, по крайней мере, припаркованных машин замечено не было. Набрели на Государственный театр оперы и балета, возле которого как раз высадилась очередная свадьба. Было обнаружено два «макдональдса». Порадовали минские таксисты, небольшой кучкой ожидавшие клиентов – вместо игры в вульгарные карты они были заняты высокоинтеллектуальными шахматами. Чуть позже подошли к кафедральному собору, отлично отреставрированному и действующему. Возле него также были замечены молодожены. Но интереснее было увидеть некую «альтернативную службу» на заднем дворе собора. Трое женщин и один мужчина (с крестом в руках), стояли, образовав круг. Видимо, представители самой-самой правильной католической церкви, не иначе. Кстати, если хотите жить в гостинице с лучшим видом на Минск, «Беларусь» — ваш выбор. Мало того, что здание высокое, так еще и расположено на холме. И еще порадовало глаз общежитие, расположенное в хорошем месте, но не выкупленное и не переделанное в торговый центр или что-нибудь подобное. Продолжающийся мелкий дождик не располагал к прогулкам, поэтому мы направились в ближайший магазин за продуктами. Заодно узнали уровень зарплат в Минске, прочитав объявление о вакансиях на входе: грузчик – 700 000 рублей, администратор торгового зала – 1 200 000. Брестская крепость Утро застало нас мчащимися на юго-запад. Помаленьку распогодилось, и по отличному шоссе мы добрались до Бреста. Мимо крепости проехать невозможно, нужно просто все время двигаться прямо, мимо новеньких жилых домов, аллеи героев, железнодорожного музея с настоящими паровозами. Крепость впечатляет. Все мы знаем про нее, все помним надпись «Умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!», но увидеть вживую – совсем другое. Запоминается вход в крепость – огромный серый параллелепипед, со словно прорубленной в нем звездой. Войдя в него, слышишь запись – сначала тиканье часов, потом вой самолетов и грохот разрывов, и голос Левитана, объявляющего о начале войны. Вообще, я почему-то ожидал, что крепость – это одно здание, а это оказался целый комплекс на большой территории. После входа начинается довольно длинная аллея, ведущая к зданиям самой крепости. При этом проходишь мимо танков и самоходки. Т-44, правда, не совсем уместен, он ведь не успел повоевать, а вот Т-34 и СУ-100 – самое то. Глядя на самоходку, с удовольствием вспомнил, что, в отличие от Т-34, ее пушка пробивала лобовую броню всех немецких танков. Здания крепости расположены полукругом, и обращены к реке Западный Буг. Работников мемориального комплекса я видел только в музее, но территория чистая и ухоженная. Часть зданий находятся на реставрации. Были замечены пятеро парней и девушек школьного возраста в полувоенной форме, из них двое с автоматами, бодро марширующие в сторону Поста памяти у вечного огня. На территории несколько скульптур. Раненый боец, опирающийся на автомат, и огромная фигура из бетона – человек изображен по грудь, но высота скульптуры метров двадцать. Конечно, посетили музей. В музее полумрак, в оформлении много черного цвета. И фотографии, в основном с подписями «погиб» или «пропал без вести». Один стенд оформлен, как часть комнаты красного командира. На стене – отрывной календарь, падающий листок открывает дату 22 июня. Книги на столе, патефон. Через несколько минут хозяин комнаты услышит взрывы, торопливо оденется и выбежит, чтобы уже не вернуться… Беловежская пуща В этот день нас ждала еще Беловежская пуща, поэтому сразу после посещения крепости мы, не евши, направились на север. Заповедник всего примерно в шестидесяти километрах. Мы опасались проскочить его, и внимательно смотрели на знаки. Позже выяснилось, что проехать мимо Пущи невозможно, так как дорога просто упирается в нее, и на этом заканчивается. Вышли из машины – красота! Тишина, лес, чистейший воздух. Первым делом пошли в кафе. В меню значились котлеты из кабана, что несколько удивило. Разве их тут не охраняют? Видимо, так происходит регулирование численности. В общем, успокоив совесть, заказал эти котлеты, а заодно и сало. Подкрепившись, пошли по стрелке с надписью «Вольеры». Ожидали увидеть нечто вроде зоопарка, но вольеры оказались изрядного размера, метров эдак сто на сто. В связи с этим некоторых животных было трудно рассмотреть. Тем не менее, были сфотографированы: лось, индифферентно лежащий на видном месте; олени обоих полов (с рогами и без); конечно же – зубры, спокойно подошедшие к самому забору. Но самые занятные оказались кабаны. Точнее, молодое пополнение – кабанчики с продольными полосками на спине. Они терроризировали мамашу размером с фюзеляж Ил-86. Кабаниха явно не хотела кормить их молоком и потрусила прочь. Тогда самый шустрый из них погнался за ней, устроив форменную истерику, беснуясь и визжа. Мать обреченно упала на бок, и ее тут же облепили детки. Налюбовавшись фауной, мы пошли по асфальтированной дорожке вглубь Пущи. Через некоторое время нас обогнала машина, полная, судя по номерам, финнов. Видимо, им можно ездить по Пуще и отравлять воздух бензиновым выхлопом. Побродив некоторое время и пофотографировав разные интересные деревья вроде березы, похожей на голову зубра, мы вернулись к машине (солнце уже клонилось к закату) и расстелили на капоте карту, выбирая маршрут к Браславским озерам. Было решено ехать дорогами местного значения, так как выходило короче. Дорога к озерам Помчались… Дороги хоть и стали уже, но качество не ухудшилось. Даже когда на одном из участков мы выскочили на «гравийку», она была такая ровная, что можно было спокойно ехать под сотню. Поскольку с самого начала путешествия мы почти не видели гаишников, то решили, что ночью-то они вряд ли будут нас караулить. Это заблуждение продержалось недолго – до первого обгона в зоне действия знака «Крутой поворот». Нам махнули светящимся жезлом, и мы прижались к обочине. В полутьме виднелось несколько человек, в портупеях и вообще выглядящих внушительно, как и подобает представителям власти. Племянник взял документы и пошел общаться. Вернулся он, и первыми же словами – «тысяча российских, офигеть!» — разрушил миф о неподкупности белорусских гаишников. Удрученные потерей денег, мы поехали дальше. Но, как вскоре выяснилось, это была не последняя проблема за вечер. Поскольку на заправках на шоссе Минск-Брест без проблем берут российские рубли, мы несколько расслабились и не наменяли вовремя местной валюты. При попытке заправиться в стороне от трассы нам сказали, что российские деньги не берут, и были в этом непреклонны. Всех найденных по карманам местных рублей хватило ровно на пять литров. Оставалось надеяться на извечное русское «авось». Въехав в слабо освещенный город с необычным названием Слоним, мы принялись метаться в поисках банкомата. Только интуицией я могу объяснить, что практически в полутьме смог найти какой-то переулочек аж с двумя банкоматами сразу. Увы, один не работал, другой категорически не принимал ни одну из карточек. Настроение падало, и тут на местной площади (тоже не блистающей огнями) мы увидели местного жителя, который стоял у стены в характерной позе человека, ведущего диалог с банкоматом. Удача наконец-то повернулась лицом! Как ни странно, банкомат не одобрил карточку Сбербанка России, зато принял карточку одного казахстанского банка. Мы сразу же приободрились. Оставалось найти выезд из Слонима. Подъехав к стоянке таксистов, мы спросили совета. После нескольких попыток объяснить один из таксистов запрыгнул в свою дребезжащую ГАЗ-24 и велел следовать за ним. Выведя нас на дорогу из города, он махнул на прощанье рукой и умчался во тьму. Спасибо, незнакомый друг… Далее мы ехали без приключений, не считая того момента, когда вдруг оказались на дороге, скорее напоминавшей улицу в дореволюционной деревне. Избалованные белорусскими шоссе, мы предположили, что заблудились. Однако телефон, переведенный в режим GPS-навигатора, сообщил, что путь – верный. Недоумевая, мы продолжали пробираться по ухабам еще примерно километр, пока наконец снова не выехали на отличный асфальт. Подозреваю, что этот участок оставили специально по принципу «почувствуйте разницу». Где-то за полночь навалилась сонливость, и в городе Молодечно мы подрулили к зданию, напоминающему гостиницу (и оказавшемуся таковой). Номер нам дали за сущие копейки, что-то вроде 300 российских рублей. Обстановка соответствовала цене, и напоминала не лучшие гостиницы советского периода. Больше всего эмоций вызвала ванная комната. Ввиду недостатка места умывальник там был расположен так, что умываться можно, только встав в ванную. Соответственно, утренние гигиенические процедуры прошли бодро, с шутками и прибаутками. После них мы без остановок добрались до Браславских озер, местами находясь буквально в нескольких километрах от Литвы. Браслав и Браславские озера Было уже после полудня, когда мы въехали в Браслав. Сразу выяснилось, что к озеру, на котором стоит город (как позже выяснилось – одному из четырех), просто так не подъехать. Вокруг него идет насыпь, перескочить которую можно только с разбега, а там, где подъехать можно, стоит шлагбаум. Мы начали хаотически кружить по городку в поисках гостиницы. Совершенно случайно, уже на выезде из города увидели указатель «Турбаза Дривяты». Это оказались несколько аккуратных трехэтажных домиков прямо на берегу озера с тем же названием. Номер нашелся, причем по смешной цене – около 700 российских рублей в сутки. Правда, в администрации сказали, что только могут дать только на три дня, потому что потом приедет компания охотников (было впечатление, что их приезд внушает некоторые опасения, словно это были всадники Апокалипсиса), но мне больше и не надо было. То, что цена более чем адекватна, стало понятно при заселении – отлично обставленные кухня, гостиная, спальня. Ванная комната была просто огромна – биде, унитаз и ванна располагались в этом помещении на расстоянии нескольких метров друг от друга. Племянника это даже как-то возмутило, он постоянно приговаривал – «Зачем тебе столько места?». Видимо, завидовал. Мы перекусили купленными в местной кулинарии копчеными куриными ножками и приготовились к расставанию – родственнику надо было в Москву, на занятия в академию. На правах старшего я напутствовал его ехать осторожно и чаще отдыхать, махнул рукой вслед и остался наедине с Браславом и его озерами. Озер на территории национального парка «Браславские озера» немало – сорок одно, а всего на территории Браславского района более 200 водоемов. Из всех озер самое большое по площади – Дривяты, 36,2 квадратных километра, самое глубокое – Волос Южный, до 40 метров при площади в 1,2 квадратных километра. Сам Браслав стоит на берегах четырех озер: Дривяты, Береже, Святцо и Новяты. Национальный парк был создан в 1995 году с целью сохранения уникального природного мира этого района. Здесь более 800 видов растений, из которых 20 занесено в Красную книгу. Разных птиц здесь тоже немало – 85% от общего количества видов, обитающих в Белоруссии, из них 45 видов — редкие. Если говорить о местных животных, то в Красную книгу занесены барсук, бурый медведь и белка-летяга, полетов которой я, увы, не наблюдал (о том, что не встретил в лесу медведя, не жалею). Из редких растений особенно удивил меня баранец. Он относится к древнейшей группе растений – плаунам. Но меня поразило не это, а способ размножения. Вначале из споры появляется так называемый заросток, размером в пару миллиметров и по форме напоминающий волчок. Прежде чем вырасти, он лежит в почве лет 15-20, а только затем, вступив в союз с каким-нибудь грибом, начинает помаленьку, по 2-3 сантиметра в год, расти. При этом ему нужна полутьма и умеренно влажная почва. Тогда не пройдет и 40 лет, как образуется плантация баранца площадью в один квадратный метр. Исключительно капризное растение, странно, что оно вообще сохранилось… Часть сведений о флоре и фауне Браславских озер, которые я излагаю здесь, я почерпнул, посетив отдел туризма. Он находится на окраине Браслава, и забрел я туда из чистого любопытства – может, что-нибудь интересное посоветуют. Встретили меня радушно, а, узнав, что я из Казахстана, совсем обрадовались. Подарили мне буклет и набор открыток. В ответ я выразил желание записать в книге жалоб и предложений что-нибудь хорошее. Книгу мне предоставили, но на вопрос, что бы им туда записать для вящего удовольствия проверяющих, серьезно сказали, что я должен придумать сам, они советовать не имеют права. Делая запись о том, что мне особенно понравилось в Браславе, вспомнил, что на озерах не видел ни одной моторной лодки, и решил поинтересоваться у знающих людей, почему. Обращаясь к сотруднице с прелестными карими глазами, я сказал: — Хорошо, что у вас «моторки» по озеру не плавают, тишина! — Почему же не плавают? Плавают иногда. – неожиданно возразила очаровательная браславчанка. — ? — Только их потом за это… — добавила девушка. Я мысленно содрогнулся. Прощались мы тепло. Я сделал общее фото отдела (потом я им его выслал, в ответ получил приглашение приехать еще раз), а мне протянули пакет со сливами и предложили угощаться. Беззастенчиво набрав полную пригоршню фруктов, я удалился, в очередной раз убедившись в гостеприимстве белорусов. Надо сказать, что для охотников и особенно рыбаков на Браславщине раздолье. Цены более чем умеренные, практически нетронутая природа с десятками озер – что еще нужно? Сам Браслав – небольшой город с населением в десять тысяч жителей. Есть заводы по переработке льна, рыбы и прочие небольшие предприятия. Дети посещают отлично выглядящую гимназию, при которой есть парк, а также школу искусств, судя по всему – совсем недавно отремонтированную. Старая часть города состоит в основном из одноэтажных домиков с участками. Необычно выглядят входные двери, выходящие прямо на тротуар, а не в сад-огород. Еще порадовали рукописные вывески и афиши. Некоторое затруднение вызвал перевод фразы на витрине книжного магазина «Хто шмат читае, той шмат ведае». Они, а также велосипеды типа «Урал», широко используемые для передвижения, вызвали ностальгию по детству, проведенному в СССР. Это ощущение прошло, как только послышалась Hope of Deliverance в исполнении Пола Маккартни, под которую на одном из участков окучивали картошку («бульбу». Многоэтажные дома ничем особым не выделяются, разве что не часто видишь так много зелени и цветов. Разумеется, в городе есть музей. Он не слишком велик, и интересен тем, что осмотр экспозиции начинается не на первом этаже, а в подвале, в котором пахнет, как в деревенском погребе. Есть экспонаты дореволюционного времени – книги, оружие, фотографии. Как это принято везде в Белоруссии, подробно рассказано о периоде Великой Отечественной: фотографии смелых подпольщиков, документы оккупационных властей, и карта района с указанием деревень, сожженных немцами. После основной экспозиции набрел на выставку стеклянных изделий, по большей части – стеклотары из-под спиртных напитков. Видимо, чтобы не создавать у посетителей ложного представления, в конце выставки была выставлена табличка, судя по которой, потребление спиртного неуклонно снижается. Вопрос, так ли это, я задал смотрительнице музея, которая как раз обсуждала со знакомой, уродится ли в этом году «бульба». В ответ женщины иронически посмеялись… Как в большинстве городов и сел Белоруссии, в Браславе есть костёл и православная церковь. Они расположены рядом, через улицу. Возле костела есть еще странное сооружение, напоминающее ковчег длиной метров тридцать, и предназначенное, судя по всему, для сбора верующих. Оригинально выглядит также установленная в нем кафедра для выступлений, вытесанная целиком из ствола дерева. Хотя день был рабочий, возле костела и внутри него было много народа. Возможно, что-то праздновали. Люди, которые приехали на велосипедах, просто прислонили их к ограде и пошли в храм, не беспокоясь о всяких там замках и цепях. Площадь, на которой стоит здание горисполкома, украшена памятником Ленину. Это тоже характерно для Белоруссии – улицы почти не переименованы, памятники не снесены. Питался я в ресторане при турбазе, а также посетил столовую в городе. Снова испытал приступ ностальгии – коричневые подносы, алюминиевые столовые приборы, спартанская обстановка в стиле 70-80-х годов прошлого века. Зато дешево. Три дня в Браславе пролетели быстро, и надо было собираться домой. Решил добраться до Полоцка на автобусе, а оттуда – поездом до Москвы. В небольшом деревянном здании, украшенном трогательной бумажной вывеской «Автостанция» приобрел билет на «Газель» и пошел паковать вещи. На следующее утро, немножко понервничав в ожидании запоздавшего такси, простился с гостеприимной турбазой «Дривяты» и добрался до автостанции. Ехать было недалеко, но таксист успел сообщить мне, что в России он был неоднократно, но жить там не хочет. «У нас лучше!». До Полоцка ехать около двух часов, и я предполагал немного вздремнуть или поглазеть в окно. Как вскоре выяснилось, моим планам не суждено было сбыться… Адская «Газель» или Лисички и черника Поначалу действительно все было спокойно. Я смотрел на пробегающие мимо озера, леса, деревни, думая о том, как все хорошо в Белоруссии. Мою уверенность в этом укрепила остановка в небольшом городке, который также не носил следов разрухи. Но вдруг мое внимание привлек голос с переднего сиденья, достаточно громко критикующий Лукашенко. «Ага, не так у них все и спокойно!», подумал я и подвинулся ближе. Голос принадлежал упитанному, хорошо одетому крупному мужчине в клетчатом костюме, краснолицему и со щеточкой пшеничных усов. Он дискутировал с сидящей рядом женщиной, хотя по большей части это был его монолог. Набор претензий к «режиму Лукашенко» была обширен. В частности, не надо было сеять столько пшеницы. «Восемь миллионов тонн!!! Зачем нам столько?» Женщина робко возражала, мол, хлеб печь, скот кормить. Постепенно вырисовывалось его видение модели белорусской экономики. Нас прокормят лисички и черника! Мы будем их экспортировать за большие деньги, а на выручку покупать себе и пшеницу и все остальное. Лисички и черника – неисчерпаемый источник богатства! Каждая семья будет жить в отдельном особняке, женщинам не надо будет работать, они будут сидеть дома. Сидевшая рядом женщина шептала: «Боже, что он говорит». Это вселяло некоторую уверенность в здравомыслие местных жителей, потому что остальные пассажиры слушали молча. Возможно, они были просто контужены таким напором похоронных дел мастера. Про то, что гражданин оказывает ритуальные услуги, выяснилось чуть позже. На основании деятельности собственной фирмы он сделал вывод, что Белоруссия вымирает. Когда я, уже помаленьку втягивающийся в разговор, заметил, что для статистики этого маловато, усатый ответил в духе малолетнего дурачка: «Да это же всем известно!». Как это зачастую характерно для бывших комсомольско-партийных деятелей (гражданин проговорился, что до демократии он подвизался на этой стезе), похоронных дел мастер плавно перешел к поливанию грязью советского времени. Этого я уже стерпеть не мог – Сатана не должен был восторжествовать, а пассажиры продолжали молчать. Я бросился в бой, вооруженный знаниями, полученными с Тупичка, из книг С.Г. Кара-Мурзы и так далее. По сельскому хозяйству, которое якобы было прекрасно до прихода большевиков, мои тылы обеспечивал Милов, по Великой Отечественной, которую мы, само собой, выиграли, «закидав трупами» – Пыхалов, Дюков и компания. О, я бился как лев!! Атмосфера в «Газели» накалилась до предела. Гражданин начал уже откровенно провокационные вбросы. Озвучил, что проекты «хрущевок» — это дел рук эсэсовцев, которые собирались их строить для славянского населения. Поведал, что на Дальнем Востоке видел архив, эвакуированный во время войны, и помимо прочего, ознакомился с меню столовой Смольного 1918 года, в котором присутствовали исключительно деликатесы типа черной икры, которыми обжирались большевики, пока остальной народ голодал. Я продолжал парировать его выпады. Не знаю, насколько мне удалось нейтрализовать этот поток сознания, но, когда «Газель» подъехала к вокзалу Полоцка, водитель обернулся и со слегка ошарашенным лицом сказал: «Большое спасибо. Было очень интересно…» Когда мы вышли на площадь перед вокзалом, гражданин, великодушно улыбаясь, сказал: «Ну вы не обижайтесь на меня». Я ответил, мол, какие обиды – просто, когда наши придут, таких мы, конечно, сразу к стенке. Вторая часть фразы была произнесена про себя, разумеется. Полоцк Итак, билет до Москвы был куплен. Времени оставалось не очень много, и, мельком глянув на плакат, что «полацкие чыгуначники» (железнодорожники, ударение на второй слог) приветствуют гостей города, я отправился на осмотр местных достопримечательностей. Полоцк – древний город. Первое упоминание о нем встречается в 862 году. А еще возле города находится географический центр Европы. Для меня это обстоятельство имело некое особое значение, так родился я в географическом центре Азии. Правда, на звание центра Европы претендует несколько населенных пунктов (включая местечко близ Вильнюса), и Полоцк – только один из них. Первым делом я направился посмотреть на Софийский собор. Он был построен еще в середине 11 века, но после того, как в нем расположили пороховой склад, в 1710 году произошел взрыв, и от собора мало что осталось. Восстановили его только к середине 18 века, уже в стиле барокко. Собор периодически переходил, так сказать, из рук в руки. Первоначально православный, после подписания Брестской унии в 1596 году он перешел к униатской церкви, затем с 1654 года снова к православным (в нем даже побывал царь Алексей Михайлович) в ходе русско-польской войны. С 1667 года собор снова стал униатским. Во время Северной войны его закрыли, есть какие-то невнятные сведения о посещении его Петром Великим и о том, что он лично убил там настоятеля и четверых монахов. Источники, разумеется, польские. После восстановления собора униатским митрополитом Флорианом Гребницким в 1750 году он, естественно, стал униатским. Во время Отечественной войны 1812 года просвещенные французы устроили в нем конюшню. Затем (вы еще не устали?) в 1839 году собор вернули православным, и он действовал до 1924 года, когда советская власть закрыла его и разместила там музей. Интересно, что в период оккупации с 1941 по 1944 год собор действовал. Расположен собор очень живописно: на возвышении, снежно-белый на фоне зелени густых деревьев недалеко от реки Полоты, в устье которой расположен Полоцк. Внутрь попасть не удалось, там проходил какой-то концерт, поэтому я сфотографировал его с разных точек и отправился к другому православному сооружению – Спасо-Ефросиньевскому монастырю. Этот женский монастырь был основан Евфросинией Полоцкой в 1125 году. Как и Софийский собор, он неоднократно менял хозяев, но в данном случае за обладание собственностью православные боролись с иезуитами. На территории монастыря расположены Кресто-Воздвиженский собор, три храма – Спасо-Преображенский, Свято-Ефросиньевский и храм-усыпальница, две часовни – надкладезная и в честь восшествия на престол Николая II, а также колокольня, трапезный дом и сестринские корпуса. Все это, ввиду нехватки времени, я осмотрел лишь снаружи, потом быстро купил разных освященных изделий в церковной лавке и помчался на вокзал. По пути отметил, что обычай вешать раскрашенные замки на перила моста в знак вечной любви интернационален, и в Полоцке представлен во всей красе. Также, возле лесного техникума был замечен памятник Александру Горовцу, сбившему в одном бою девять «юнкерсов» и погибшему в этом же бою. Затем я проскакал мимо красивого памятника князю Всеславу Брячиславовичу, потом по мостику над удивительно живописным оврагом, сплошь заросшим зеленью и с речушкой на дне и вот снова надпись у вокзала – «Полацкия чыгуначнiкi вiтаюць гасцей горада!» Домой! Поезд мне достался не простой, а фирменный, под названием «Двина». В вагонах чисто, лежат ковровые дорожки, столики в купе накрыты сине-бело-голубыми салфетками, на которых разложены всякие орешки, чипсы и прочие печеньки (как позже оказалось, не входящие в цену билета). Впечатление от поезда несколько испортила проводница. Нет, она не хамила, но постоянно делала какие-то туманные намеки, мол, я не за бесплатно все это тут раскладывала. Все это было настолько не похоже на белорусов – такое мне не встречалось ни до, ни после – что я даже несколько расстроился. Намеки, конечно же, тактично игнорировал. Перед сном захотелось перекусить, и я вспомнил, что в сумке лежит сырокопченая колбаса, купленная в Браславе в качестве сувенира. Несмотря на то, что она была куплена в негламурном сельпо и завернута в оберточную бумагу, колбаса оказалось настолько вкусной, что я умял половину, и только чудовищным усилием воли удержался, чтобы не съесть ее подчистую. Ночь незаметно пролетела в объятиях Морфея, и вот поезд осторожно подобрался к перрону Белорусского вокзала. Оставалось только подвести итоги этой короткой поездки. Мне понравилось в этой маленькой, чистой и гостеприимной стране. Поеду еще. P.S. «Бонус-трэки» О «спокойных» белорусах. Они, конечно, спокойные, но мне попадались пара ориентировок на беглых преступников. Один сбежал из «автозака», прямо где-то на трассе. Второй – из зала суда, прихватив ПМ конвоира. Тот, похоже, не хотел его отдавать, так как в ориентировке в качестве особых примет были указаны в том числе и синяки на шее – следы борьбы. Так что есть, есть ухари… О феноменальной памяти Когда в местном отделении банка я, разменяв денег, спросил у кассирши, сколько может стоить билет от Полоцка до Москвы, она ответила, что давно не ездила, но шесть лет назад он стоил 36 496 рублей (!!!). Оля – no! Ольга Александровна – yes! Это я заметил в ресторане турбазы «Дривяты». На бэджиках у официанток написано не игривое, например, «Оля», а строгое «Ольга Александровна», независимо от возраста. Желание слегка пофлиртовать сразу угасает. источник информации  
Стань частью единого сообщества автопутешественников, влияй на развитие караванинга, кемпингов, общайся с единомышленниками. Заполни короткую анкету и получи свою клубную наклейку и карту! http://caravaners-club.ru/club/join-us Нас уже более 3100 экипажей
 
Прислали на личный почтовый ящик знакомые автотуристы
Стань частью единого сообщества автопутешественников, влияй на развитие караванинга, кемпингов, общайся с единомышленниками. Заполни короткую анкету и получи свою клубную наклейку и карту! http://caravaners-club.ru/club/join-us Нас уже более 3100 экипажей
 
Неплохой ,рекламный отчет ,видно сразу ,что половина фото взяты с професиональной картотеки достопримечательностей Беларусии.Типа едьте Россияне к нам ,у нас усе добра.  
Хорошо быть в дороге которую сам выбираешь К.М.Мицкевич Я .Колас  http://vitol.belarusforum.net/ с разрешения администрации
 
Цитата
автор vitol on 08 мар 2011 11:00:05 Неплохой рекламный отчет ,видно сразу ,что половина фото взяты с професиональной картотеки достопримечательностей Беларусии.Типа едьте Россияне к нам ,у нас усе добра.
Напрасно Вы так про якобы "пиар" (рекламирование) Белоруссии. Побывал там на авто в 2000-м и в этом (2013-м) году - огромная разница (например, у погранперехода Брест-Тересполь напрочь отсутствовала тогдашняя шпана, откровенно прессовавшая автотуристов на глазах у местной милиции - явно были "в доле" ). И вообще, в 2000-м Белоруссия мне не понравилась - особенно тогдашние местные гайцы и странные группки "качков" на автозаправках вблизи границы. Теперь же, как автомобилисту-москвичу, очень понравились тамошние дороги: лучше даже подмосковных (кроме отдельных федеральных трасс типа М4-Дон и т.д.). При том, что ни в одном большом городе не останавливались, чаще - асфальтированными проселками через деревеньки (и лишь однажды попали на грейдер, ехали по которому до 60-70км/ч - не поверил бы, что такое возможно) Удивительная чистота (и ни разу не видел тех, кто убирает!!?), распаханные поля ... Я очень плохо отношусь к тамошнему режиму, но теперь могу понять, почему его поддерживает население (явно там воруют несравнимо меньше). Вот мой отчет (много такого, чего нет у Сват-Брата): mikrob.ru/viewtopic.php  
Пенсионер. Единственный невежда (в моем лице) может загрузить вопросами сотню умников.  Во избежание РЕГУЛЯРНЫХ недоразумений: мой вариант использования микроавтобуса в качестве "дома на колесах" - специфический (не из пижонства, а по суровой необходимост
 
ща начнется - пойду попкорн покупать...
в Беларуси все спокойно!
 
Цитата
автор  Tiburilla on 08 окт 2013 11:18:55    ща начнется - пойду попкорн покупать...
А чо будет-то?    И когда начнется? (просвети - я не в теме)   Места занимать?   И помногу дают?    
Пенсионер. Единственный невежда (в моем лице) может загрузить вопросами сотню умников.  Во избежание РЕГУЛЯРНЫХ недоразумений: мой вариант использования микроавтобуса в качестве "дома на колесах" - специфический (не из пижонства, а по суровой необходимост
 
Vitol сейчас расскажет про Родину и как в ней жить хорошо...
в Беларуси все спокойно!
 
Для нас Белоруссия всегда была страной одного шоссе Россия-Польша.   В этом году заехали на один из этапов караван-ралли Глобус Беларуси и не пожалели. Спасибо ребятам огромное , что уговорили потратить день на посещение Несвижа и его достопримечательностей. Надо будет продолжить знакомство поближе и поширше.  
KIP 42 TRZ Solar
 
Беларуссия - замечательная страна! В силу географии часто там бываю (правда почти всегда - проездом).... Если-бы еще не нарываться ПОСТОЯННО на необъяснимые (с точки зрения НОРМАЛЬНОГО человека!) маразмы.... Из последнего! Заправляюсь по "рублевой" Визе (Сберовской).... Приходит СМСка, что на заправке с меня взяли за солярку сумму в ....... 60 ДОЛЛАРОВ США (?????????)! На вопрос - "А почему не РуР или БуР?" следует по ИЗУМИТЕЛЬНЫЙ ОТВЕТ! - "У меня ПРИКАЗ с РОССИЯН расплачивающихся РОССИЙСКИМИ КРЕДИТНЫМИ КАРТАМИ (???) взимать плату в ДОЛЛАРАХ США (????)!!!!". Ну не бред??? И подобное на каждом шагу... А в остальном - все замечательно!!!  
 
slava.67 - просто наша республика снова на грани дефолта, казне нужна валюта, правительство уже и не знает как удержать это "экономическое чудо"....
в Беларуси все спокойно!
 
Андрей! Я вовсе "ничего такого" не имею ввиду! Просто (реально!) едешь, погода хорошая, настроение замечательное, дороги ровные, все кругом радует и..... БАХ! Настроение падает.....  
 
Цитата
автор slava.67 on 08 окт 2013 22:02:51 Беларуссия - замечательная страна! В силу географии часто там бываю (правда почти всегда - проездом).... Если-бы еще не нарываться ПОСТОЯННО на необъяснимые (с точки зрения НОРМАЛЬНОГО человека!) маразмы.... Из последнего! Заправляюсь по "рублевой" Визе (Сберовской).... Приходит СМСка, что на заправке с меня взяли за солярку сумму в ....... 60 ДОЛЛАРОВ США (?????????)! На вопрос - "А почему не РуР или БуР?" следует по ИЗУМИТЕЛЬНЫЙ ОТВЕТ! - "У меня ПРИКАЗ с РОССИЯН расплачивающихся РОССИЙСКИМИ КРЕДИТНЫМИ КАРТАМИ (???) взимать плату в ДОЛЛАРАХ США (????)!!!!". Ну не бред??? И подобное на каждом шагу... А в остальном - все замечательно!!!
Слава спасибо за предупреждение, нужно иметь наличные рубли.
Московский клуб Караванеров
 
Конвертация всегда происходит. Иногда двойная. В той же Швеции, Норвегии из крон в евро, из евро в рубли. А тут даже одинарная,  из баксов сразу в рубли, так чего жаловаться, даже выгода получается.   А останавливаться, искать обменник, ждать, менять, а потом везти с собой эти миллионы. Заплатил картой и не паришься. Разница копеечная чтобы переживать из-за этого
Я с детства склонен к перемене мест
 
Дело не в "переживании"... В "неправильности происходящего"....
 
О какой-то странной конвертации ты говоришь.... Везде списывают средства в валюте страны пребывания! Иногда..... в рублях! Но это - дороже...
 
Цитата
автор slava.67 on 10 окт 2013 19:01:24 Дело не в "переживании"... В "неправильности происходящего"....
Слава -не жить вам в Белорусии ,сдвинетесь от того что тут все так -через одно место.Все делают вид что все хорошо и правильно,но каждый ждет очередного дефолта каждую минуту ,даже САМ не знает когда все опять рухнет.Но врет и постоянно.если видеть все это каждый день и относится с переживание -чистая дорога в дурку ,ну или за границу на ПМЖ.За этот год огромное количество людей навострили лыжи на переезд отсюда ,при этом даже простые врачи,учителя (имею к этому вопросу не косвенное отношение).Все кто еще ценит себя старается не сопротивлятся бардаку а покидать эту страну.Жуткая правда нашего развитого социализма.  
Хорошо быть в дороге которую сам выбираешь К.М.Мицкевич Я .Колас  http://vitol.belarusforum.net/ с разрешения администрации
 
Цитата
автор vitol on 10 окт 2013 20:59:03
Цитата
автор slava.67 on 10 окт 2013 19:01:24 Дело не в "переживании"... В "неправильности происходящего"....
Слава -не жить вам в Белорусии ,сдвинетесь от того что тут все так -через одно место.Все делают вид что все хорошо и правильно,но каждый ждет очередного дефолта каждую минуту ,даже САМ не знает когда все опять рухнет.Но врет и постоянно.если видеть все это каждый день и относится с переживание -чистая дорога в дурку ,ну или за границу на ПМЖ.За этот год огромное количество людей навострили лыжи на переезд отсюда ,при этом даже простые врачи,учителя (имею к этому вопросу не косвенное отношение).Все кто еще ценит себя старается не сопротивлятся бардаку а покидать эту страну.Жуткая правда нашего развитого социализма.
Да! Во многом правда! Но не надо забывать, что хорошо там - где нас нет.
Не проходите /не проезжайте/ мимо       53°07′00″ с. ш. 25°59′00″ в. д.
 
Цитата
автор vitol on 10 окт 2013 20:59:03
Цитата
... даже САМ не знает когда все опять рухнет.Но врет и постоянно. ...
Ага, а в России всё иначе!
Volvo XC70 and Tabbert Comtessa HTD 515
 
Цитата
автор slava.67 on 10 окт 2013 19:03:13 О какой-то странной конвертации ты говоришь.... Везде списывают средства в валюте страны пребывания! Иногда..... в рублях! Но это - дороже...
Тут куча фактором с N неизвестных. Многое и от конкретно Вашего банка зависит. В той же Польше с меня списывали деньги и в долларах, и в рублях. Надо отдать должное, когда был выбор злотые/доллары - предварительно спрашивали в какой валюте проводить платеж, что особенно актуально если е тубя МастерКард. Но что интересно, ни разу не предлагали списание в евро !!! P.S. Это вам еще не доводилось попадать на тройную (!) конвертацию в РФ при оплате рублевого счета рублевой картой !!!  
KIP 42 TRZ Solar
 
Цитата
автор slava.67 on 10 окт 2013 19:03:13 О какой-то странной конвертации ты говоришь.... Везде списывают средства в валюте страны пребывания! Иногда..... в рублях! Но это - дороже...
Списывается в местной валюте, но окончательный расчёт по карте идёт в той валюте, в которой средства на самой карте. У нас в большинстве своём рублёвая  
Я с детства склонен к перемене мест
Страницы: 1 2 След.
 

Форум о путешествиях, домах на колесах и кемпингах. Выбор маршрута путешествия, поиск попутчиков, отчеты о путешествиях. Клуб караванеров России, клубы караванеров других стран, совместные встречи, мероприятия и слеты. Кемпинги России и других стран, отзывы, все вопросы по созданию кемпингов. Создание и переоборудование обычных ТС в автодома и прицепы-дачи, в том числе внедорожные, рекомендации и советы. Подбор, покупка и продажа домов на колесах, автодомов, прицепов-дач. Подбор, покупка и продажа аксессуаров для домов на колесах, автодомов, прицепов-дач.